Когда читаешь научные журналы по городским исследованиям и практикам, то невозможно не заметить удивительную вещь - практически полное отсутствие статей о России, российских городах и российских городских процессах. Индонезия есть, Индия есть, Китай есть, Словения есть, Польша есть. Про всякие там Голландии, США и Латинские Америки я вообще молчу - всё ими забито. А России нет.
Как так вышло? Почему международному урбанистическому сообществу интересно что там с водопроводом в Индонезии и совершенно не интересно про программу "ЖКХ и комфортная городская среда"? Русских опять притесняют?
На мой взгляд, на это есть целый ряд объяснений.
1. Цели устойчивого развития (ЦУР) - во всем мире, кроме России являются ценностной доминантой городских исследований и практик. Устойчивая энергетика, борьба с бедностью, эффективные практики муниципалитетов - это все актуальная глобальная повестка дня. Понятно дело, что понимание и практика ЦУР будут отличаться в Голландии и в Китае, но и там и там урбанистическая повестка заземлена в анализе системных эффектов урбанистических действий. В России же, к сожалению, даже хорошие специалисты когда слышат словосочетание "устойчивое развитие" начинают закатывать глаза или зевать. И превозносят, например, Парк Зарядье. Который для любого нормального урбаниста, погруженного в международную повестку, является всего навсего конференц-залом, замаскированным под симпатичную альпийскую горку. Совершенно бесполезным для экологии города.
2. Отсутствие публичной политики и публичных городских политик. Скажем, очень интересно читать про то, как в Индии проблематизируют, анализируют и пробуют решать с помощью инструментов публичной политики проблему доступа горожан к чистой воде. Или как в Варшаве работают с земельным хаосом. Или как в Лондоне работают с проблемой пустующего жилья супербогатых лондонцев. Ключевой здесь момент в том, что в рамках общественной дискуссии о городском общем благе в этих городах или странах ставят эту проблему и ищут инструменты ее решения. При этом анализируя ситуацию до, в процессе, во время. К сожалению, Россия не может похвастаться примерами даже первого шага - постановки проблемы. Про какую городскую политику можно написать в журнал? Про программу реновации? Эй, ребята, мы придумали клевый закон, который позволяет отнимать жилье и землю у бедных и передавать богатым! Что? Почему это не интересно международному сообществу?
3. Суровое наследие советской архитектурной школы помноженное на шахтный эффект. В большинстве своем советская архитектурная школа была заточена на научный изыскания в области эстетики. Школы уже нет, но все что касается архитектуры и городского дизайна у нас прочно оккупировано осмыслением через эстетику. Эстетика, оторванная от экономики, экологии, социальных процессов - никому не интересна сейчас. Нам повезло, что среда постсоветских городов крайне запущена и мы, как горожане, радуемся, что на центральной улице нашего города стало наконец-то можно ходить почти не глядя под ноги. А сфотографировать можно так, что на вид будет красиво как в Европе. При этом мы не знаем как это красиво влияет на экономику, на экологию, на социальные процессы и как с помощью эстетики управлять изменениями в этих сферах. Мы просто как дети малые радуемся что было на вид убого, стало на вид красиво. Это интересная история для антрополога, но не для урбаниста.