Size: a a a

Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ

2019 April 30
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Иван Бегтин об утечках персональных данных на электронных торговых площадках

Прежде чем публиковать эту часть исследования я передал их РБК для публикации без технических подробностей и чтобы у электронных площадок было время на то чтобы отреагировать на суть проблемы.

Статью в РБК можно прочитать по ссылке.

Анализ проводился в отношении 6 уполномоченных на размещение электронных аукционов площадок и затрагивает такие их разделы как:
* Реестр поставщиков на площадке Сбербанк АСТ
* Реестр аккредитованных участников площадки ZakazRf
* Реестр участников площадки РТС Тендер
* Реестр участников площадки Росэльторг
* Реестр участников Национальной электронной торговой площадки
* Реестр участников ЭТП РАД

В общей сложности из электронных торговых площадок доступно 2,2 миллиона записей с персональными данными которые можно поделить на 2 группы.

1. Паспортные данные из решений об одобрении крупных сделок

Эти документы должны публиковаться по закону и нормативной-базе 44-ФЗ, "Закона по контрактной системе". По практике российской подготовки подобных документов, в них, часто содержатся паспортные данные учредителей.

2. ФИО, место работы, должность, email, ИНН и СНИЛС из файлов электронной подписи

После применения файлов электронной подписи в файлах .sig после их декодирования можно получить метаданные сертификата который использовалься для подписи. Эти метаданные содержат ФИО, место работы, должность, email, ИНН, СНИЛС и иногда и другую информацию о персоне.

Подробное исследование со скриншотами и оценками по каждой площадке можно скачать по ссылке.

Что привело к подобной ситуации:
1. Несоответствие регулирования практикам документооборота.
2. Отсутствие активных действий электронных площадок по предотвращению публикации сканов решений с паспортными данными.
3. Отсутствие внутреннего мониторинга у электронных торговых площадок на предмет раскрытия персональных данных.
4. Низкая квалификация законодателей, регуляторов и операторов систем приведшая к массовому раскрытию персональных данных из электронных подписей.

Источник: Телеграм канал https://t.me/begtin
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Суды: нельзя признавать участника уклонившимся до истечения срока заключения госконтракта

Победитель аукциона направил заказчику банковскую гарантию на неверную сумму и подписанный проект контракта. Обнаружив ошибку, организация отправила заказчику письмо о готовности предоставить надлежащее обеспечение исполнения контракта. Однако победителя уже признали уклонившимся от заключения контракта. ФАС включила его в реестр недобросовестных поставщиков (далее - #РНП).

Организация обратилась в суд.

Суды установили, что контракт можно было заключить до 23 декабря 2017 года - в этот день истекало 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов. А уклонившимся победителя признали 21 декабря. Суды решили: заказчик не мог отказываться от заключения контракта из-за того, что не представлено обеспечение контракта, до истечения срока, в который можно было заключить контракт. Также суды напомнили, что участника не нужно включать в РНП, если у него было намерение заключить контракт и он принимал меры для его заключения. #заключениеконтракта #консультантплюс

Верховный суд отказался пересматривать дело.

Документ: Определение ВС РФ от 18.04.2019 по делу N А75-1934/201875-1934/2018
источник
2019 May 01
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Путин подписал закон об упрощении госзакупок

МОСКВА, 1 мая /ПРАЙМ/. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ, направленный на совершенствование законодательства о контрактной системе в сфере госзакупок и их упрощение, соответствующий документ опубликован в среду на официальном портале правовой информации.

Существующая система госзакупок в нынешнем виде зачастую мешает работать, особенно в условиях реализации нацпроектов, и следует упростить ее, сократив время закупочных процедур, заявлял ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. А в среду в ходе отчета кабмина в Госдуме он предложил внести в проект закона ряд изменений, которые позже были оформлены виде поправок и поддержаны депутатами вместе с другими дополнительными поправками в четверг.

Закон требовалось принять в приоритетном порядке для эффективной реализации нацпроектов и госпрограмм, пояснял журналистам спикер Госдумы Вячеслав Володин. Законом, в частности, повышается ценовой порог, допускающий проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (семь дней), с 3 до 300 миллионов рублей, а при осуществлении закупок на выполнение работ в строительстве он составит 2 миллиарда рублей.

Максимальная цена контракта при закупках у единственного поставщика лекарственных препаратов, назначаемых при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), по решению врачебной комиссии увеличивается с 200 тысяч до 1 миллиона рублей. А предельная цена контракта, который можно заключать без проведения конкурентных процедур всеми видами заказчиков, увеличивается со 100 до 300 тысяч рублей.
источник
2019 May 02
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Глава Российского государства смягчил требования к госзакупкам для предприятий культуры

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.05.2019 № 70-ФЗ о смягчении требований к государственным закупкам в сфере культуры. Документ опубликован в среду на официальном интернет-портале правовой информации.

Основные изменения, внесенные Федеральным законом от 01.05.2019 № 70-ФЗ:

✅ средства, полученные в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут расходовать по Закону № 223-ФЗ (в этой части также вносятся изменения в Закон № 223-ФЗ).

✅ при закупках работ по сохранению объектов культурного наследия, закрытых закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных коллекции и предметов может быть установлен запрет на субподряд.

✅ увеличен ценовой порог при закупках у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 – 600 тыс. руб., а также расширен круг заказчиков, имеющих право использовать данное основание.

✅ допускается закупка музыкальных инструментов у единственного поставщика (п. 17 ч. 1 ст. 93).

До 1 октября 2019 года соответствующие учреждения смогут изменить свои положения о закупках и план закупок.
источник
2019 May 03
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Путин подписал закон об ужесточении госзакупок для организации детского отдыха

Глава государства Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 56 и 56-1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Документ опубликован на портале правовой информации 1 мая.

Услуги по организации отдыха и оздоровления детей больше нельзя закупать электронным аукционом. По общему правилу, заказчик должен осуществлять закупку таких услуг посредством проведения конкурса с ограниченным участием (п. 3 ч. 2 ст. 56.1 Закона № 44-ФЗ).

Исключений всего два:
• закупка посредством проведения запроса котировок;
• закупка у единственного исполнителя.

Изменения вступили в силу с 1 мая 2019 г.
источник
2019 May 04
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
44-ФЗ простым языком. Часть 14

Эта часть цикла посвящена закрытым закупкам. Разберем какими бывают закрытые закупки и по каким правилам их проводят. http://bit.ly/2PEfcCc

В закрытой форме проводят только аукцион и конкурсы: обычные, двухэтапные, с ограниченным участием.

Заказчик приглашает принять участие в закрытых закупках или высылает по запросу документацию ограниченному кругу поставщиков, которые соответствуют требованиям 44-ФЗ и способны исполнить контракт.

“Взакрытую” можно провести:

🔒Закупки для федеральных нужд, если наименование закупки является гостайной.

🔒Любые закупки с гостайной, если секретные сведения есть в документации о закупке или в проекте контракта.

🔒Закупки на страхование, транспортировку и охрану ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и камней, музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов.

🔒Закупки на уборку и услуги водителей для судей и судебных приставов.

🔒Закупки федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных структур, связанные с обороной и безопасностью страны, при условии, что эта организация попала в перечень, который утверждает правительство.

Закрытые закупки, кроме пункта 5, заказчики согласовывают в ФАС. Разрешение выдается в течение 10 рабочих дней с даты запроса заказчика и действует 90 дней. #поставщикам
источник
2019 May 05
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Квалифицированную электронную подпись нельзя передать по доверенности

К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант" в рамках индивидуальной правовой консультации. Перед организацией встал вопрос: можно ли передать ЭЦП другому лицу по доверенности? При этом ее конкретный вид не уточнялся.

Специалисты напомнили о том, что одним из требований, которым должна соответствовать квалифицированная ЭП, является требование об указании ключа ее проверки в квалифицированном сертификате (п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи", далее – закон об электронной подписи). Они отметили, что при использовании усиленных ЭП участники электронного взаимодействия обязаны обеспечивать конфиденциальность их ключей и не допускать использование таких ключей без их согласия (п. 1 ст. 10 закона об электронной подписи). Однако эксперты пояснили, что эта норма вовсе не означает передачу права использования усиленной ЭП другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа либо доверенности. По их мнению, она лишь указывает на техническую возможность простановки ЭП другим лицом, к примеру, техническим специалистом, с согласия и под контролем владельца сертификата ключа проверки ЭП, причем такого же мнения придерживаются и некоторые суды (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 декабря 2015 г. по делу № 11-14292/2015).

Специалисты добавили, что использование ЭП с нарушением конфиденциальности соответствующего ключа не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия такого использования. Вместе с тем они обратили внимание на тот факт, что ограничения по количеству сертификатов, выдаваемых одному юрлицу, законодательством не установлены. А это позволяет оформить ЭП как на руководителя, так и на иное лицо, действующее на основании доверенности. #ЭЦП
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Статья на тему «Подготовка обоснований при описании лекарственных препаратов»

При закупке лекарственных препаратов заказчики обязаны обосновывать каждое слово в описании объекта закупки. Этого требует постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380, вступившее в силу с 1 января 2018 г. Но «из чего» заказчик может сделать необходимое ему обоснование? В статье из майского выпуска экспертного журнала ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Григорий Александров проанализировал четыре основных источника информации: федеральные и национальные клинические рекомендации, инструкции по применению лекарственных препаратов, нормативные акты и правоприменительную практику. #лекарства
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Федеральное казначейство определено оператором ГИС «Независимый регистратор»

Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. № 518 (далее – Постановление № 518) в соответствии с п. 1 ч. 14 ст. 4 Закона № 44-ФЗ определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на обеспечение эксплуатации и развития государственной информационной системы, указанной в ч. 13 ст. 4 Закона № 44-ФЗ (ИС «Независимый регистратор»), а также на предоставление информации, содержащейся в ней, которым стало Федеральное казначейство.

Напомним, что в соответствии с требованиями к эксплуатации, установленными постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 881, ИС «Независимый регистратор» должна выполнять следующие основные задачи:

▫️ мониторинг работоспособности ЕИС и ЭТП;
▫️ фиксация (в том числе видеофиксация) действий участников контрактной системы.

Ранее Правительством РФ также установлены правила мониторинга работоспособности ЕИС и ЭТП (постановление от 28.07.2018 № 882) и правила фиксации действий участников (постановление от 28.07.2018 № 883).

Отметим, что Федеральным законом № 71-ФЗ от 01.05.2019, внесшим изменения в Закон № 44-ФЗ, срок начала работы ИС «Независимый регистратор» перенесен на 1 января 2020 г.

Постановление № 518 вступает в силу с 14 мая 2019 г.

Истоник: roszakupki.ru
источник
2019 May 06
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Краткая презентация майских изменений в контрактной системе (ФЗ №№69-ФЗ, 70-ФЗ, 71-ФЗ)

Центром эффективных закупок подготовлена обзор-презентация основных изменений в законе о контрактной системе (Закон №44-ФЗ).

Слайдотека включает как сведения об изменениях, так и планах по дальнейшему развитию контрактной системы. #обзор

Автор презентации: Кирилл Кузнецов ( http://www.tendery.ru )
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Приняты масштабные правки в законодательство о закупках (Обзор Института госзакупок)

Федеральным законом № 71-ФЗ от 1 мая 2019 г. (далее – Закон № 71-ФЗ) внесен объемный пакет поправок в Закон № 44-ФЗ. Статьей 2 Закона № 71-ФЗ предусмотрены различные сроки вступления в силу его положений.

1) С 12 мая текущего года вступают в силу следующие изменения:

▪️отменена обязанность устанавливать в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы;
▪️отменена обязанность составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта;
▪️предусмотрено, что типовые контракты могут разрабатываться Минфином России;
▪️срок рассмотрения контрольными органами документов при внесении участников в реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 до 5 рабочих дней;
▪️срок для подачи жалобы также сокращен с 10 до 5 дней;
▪️запрещено при рассмотрении жалобы требовать предоставления необходимых для рассмотрения жалобы документов, если они размещены в ЕИС;
▪️срок начала работы ГИС «Независимый регистратор» перенесен на 1 января 2020 г. #обзор
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
2) Основная и самая существенная часть изменений вступает в силу с 1 июля 2019 г., среди которых можно отметить следующие:

▪️изменен срок «выжидания» от внесения изменений в план-график до размещения извещения о закупке: с 1 июля текущего года внесение изменений по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС (либо до дня заключения контракта при закупке у ед. поставщика);
▪️введена возможность закупать любую продукцию по цене за единицу товара, работы, услуги при неопределённом объеме. При этом в соответствии со ст. 8 Закона № 71-ФЗ до 1 октября 2019 г. заказчики не смогут закупать лекарства по цене за единицу;
▪️увеличен ценовой порог для проведения «короткого» электронного аукциона: 300 млн руб.
▪️для любых закупок, 2 млрд руб. - для закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (далее – строительные работы);
▪️установлено, что при закупке строительных работ документация должна содержать утвержденную проектную документацию, за исключением случая, если подготовка проектной документации не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование;
▪️в случае наличия в документации о закупке строительных работ проектной документации в первой части заявки участник дает только свое согласие на выполнение работ на условиях такой документации, и процедура электронного аукциона в таком случае проводится сразу через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
▪️если установлены дополнительные требования к участникам (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки);
▪️срок рассмотрения первых частей заявок в «длинных» аукционах сокращен с 7 до 3 рабочих дней, при «коротком» аукционе – 1 рабочий день;
▪️при проведении закупки путем запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случае, если закупка признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, заказчикам разрешили заключить контракт с ед. поставщиком по согласованию с контрольным органом;
▪️увеличен ценовой порог при закупках у ед. поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по п. 4 – до 300 тыс руб., по п. 28 – до 1 млн руб.;
▪️при расторжении контракта с победителем у заказчиков появилась возможность заключить контракт со вторым «номером» (при условии его согласия) без повторного проведения такой закупки;
▪️допускается изменение любых существенных условий контракта с ед. поставщиком (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей и др.);
▪️допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
▪️СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
3) Изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Закона № 71-ФЗ – с 31 июля 2019 г.:

▪️отменяют обязанность заказчика при закупке у ед. поставщика по любым основаниям составлять и размещать в ЕИС извещение и отчет;
▪️требование включать в контракт обоснование цены  предусмотрено при закупках у ед. поставщика только по основаниям п.п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
▪️отменяют обязательность проведения «внешней» экспертизы при приемке продукции при осуществлении закупки у ед. поставщика по любым основаниям.

4) С 1 октября 2019 г. отменяют планы закупок.

5) С 1 апреля 2020 г.
будут изменены положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие осуществление контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. #обзор

Источник: roszakupki.ru
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Госзакупки ЛП: вариации на тему закона

Развитие правоприменительной практики всегда находится в динамике. Различия в прочтениях закона способны порождать спорные ситуации в рамках конкретной закупки, а также различные толкования и квалификации в административной практике. В новой подборке решений, принимаемых антимонопольными органами, рассмотрим отдельные примеры подобных противоречий. #лекарства

http://bit.ly/2vE1iqz
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Новый этап развития контрактной системы 44-ФЗ

Видеообзор изменений в Закон N 44-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ от Заместителя министра финансов РФ Алексея Михайловича Лаврова. А также анонс планируемых изменений в контрактную систему. #обзор

http://bit.ly/2vGv8Lq
источник
2019 May 07
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Суды разъяснили, какие требования к применяемым при выполнении работ материалам заказчики вправе установить в документации о закупке

Заказчик на основании проектной документации, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу, установил в документации об аукционе, также прошедшей согласование, требования к применяемым при выполнении работ материалам. При этом значения показателей характеристик товара были установлены с учетом дальнейшей эксплуатации реконструированного объекта капитального строительства.

Участник, полагая, что заказчик нарушил правила описания объекта закупки установив требования к показателям товаров, используемым при выполнении работ, значения которых становятся известны только при испытании определенной партии товара, обратился с жалобой в антимонопольный орган. Жалоба участника была признана частично обоснованной, а заказчик - нарушившим требования п.п. 1-2 ч. 1 ст. 64, п. 3 ч. 3 ст. 66, п.п. 1 - 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.

Не согласившись с выводами антимонопольного органа заказчик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Между тем суды пришли к выводу, что решение антимонопольного органа противоречит положениям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.

В частности, суды отметили, что при заполнении первой части заявки участнику не требуется проводить испытания, а достаточно указать характеристики и значения показателей характеристик товара в соответствии с требованиями документации об аукционе, показатели и характеристики в которой соответствуют техническим регламентам и требованиям в области стандартизации.

Также судьи подчеркнули, что целью правового регулирования проведения конкурентных процедур является не только обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, но и качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика. При этом требование о соответствии используемых материалов ГОСТам, которое должен декларировать изготовитель, а не исполнитель работ, соответствует нормам и целям Закона N 44-ФЗ, способствует повышению эффективности, результативности осуществления закупок и не может ограничить круг участников закупки.

ВС РФ согласился с выводами нижестоящих судов и отказал антимонопольному органу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. #ТЗ

Документ: Определение ВС РФ от 8 апреля 2019 г. N 307-ЭС19-3608

Источник: ГАРАНТ.РУ
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Минфин впервые оценил прямые нарушения законодательства в области госзакупок, сообщают "Известия". Речь идет о сумме в 153 млрд рублей по итогам 2018 года, говорится в отчете размещенном на сайте Минфина России.

Среди нарушений — необоснованно завышенная или заниженная цена контракта либо неправильный способ ее определения, пояснили в министерстве. В действительности, по оценкам экспертов, общая сумма потерь значительно больше, однако в денежном выражении оценить их достаточно сложно.

Всего органы власти заключили в прошлом году договоры с подрядчиками на 6,8 трлн рублей. На этом фоне сумма нарушений сравнительно невысока — чуть более 2%. Но в нее включены только прямые злоупотребления, допущенные госорганами. Например, такие как проведение необоснованных закупок, недостоверность отчетности, намеренный срыв контрактов. Однако в реальности объем злоупотреблений намного выше — например, в случаях, когда все предусмотренные законодательством процедуры формально соблюдены, но на деле закупка проводится в интересах конкретных людей, а не государства, уверен глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По оценкам его организации, в действительности скрытые нарушения составляют не менее 20% от всего объема госзаказа по 44-ФЗ, или около 1,3 трлн рублей. Схожей точки зрения придерживаются в Федеральном казначействе (ФК). Как сказал «Известиям» источник в ФК, по их оценкам, государство переплачивает по своим закупкам в среднем не менее 10–15%.

В пользу этой позиции косвенно свидетельствует несколько факторов. Так, 40% из опубликованных в единой информационной системе конкурсов (на сумму 3,4 трлн рублей) не были завершены из-за отсутствия конкуренции, следует из мониторинга Минфина. В частности, речь идет о случаях, когда непосредственно до участия в них был допущен только один потенциальный исполнитель. Более 60% контрактов (4,2 трлн рублей) было заключено с единственным поставщиком.

Другой фактор, подтверждающий оценки Кирилла Кабанова, — это масса нарушений при отборе подрядчика. Так, в результате проверок почти 27 тыс. конкурсных процедур Федеральной антимонопольной службой выяснилось, что 30% из них проводятся с ограничением конкуренции, сказано в документе Минфина.
источник
Закупки и тендеры по 44-ФЗ, 223-ФЗ
источник