
Представьте, писал он в своей книге, что над некой общиной пролетел вертолёт и сбросил доллары. Люди их подберут, однако реальный сектор от этого не изменится, следовательно, «вертолётные деньги» вызовут лишь рост цен.
Кстати, эта его книжка под названием «Оптимальное количество денег» была опубликована в 1969 году, и почти одновременно в СССР появился мультфильм про крокодила Гену. (СОВПАДЕНИЕ?!!) Помните песенку: «Прилетит, вдруг, волшебник, в голубом вертолёте, и бесплатно покажет кино». Обратите внимание – не денег сбросит, а проделает определённую работу, пусть и на халяву, что для экономики «общины» полезнее «халявных денег».
Однако с ними тоже не всё так просто. Свою условность, Фридман обставил ещё кучей условностей, вроде постоянной численности населения общины, неизменности тамошних технологий, отсутствия долгов и кредитования – всего около дюжины пунктов. То есть, по сути, профессор поскакал на «сферическом коне в вакууме» и обнаружил инфляцию. Она впечаталась в мозги (например, Силуанова) и вроде бы, логична.
А теперь, представьте другое - в той общине не сразу бросились тратить «лишнее», а отложили в долгую заначку. Увеличатся цены? А с чего бы, если дополнительные средства просто выведены из оборота (как не было – так и нет). Данный пример исключительно для того, чтобы показать – «вертолётные деньги» не обязательно тождественны инфляции. У финансов (любых) два состояния – ввод и вывод из оборота, причём, чем быстрее второе, тем эффективнее первое. Можно ли сделать нечто подобное в России? Можно! Но об этом в другой раз, итак уже получилось слишком много, во избежание «инфляции букв».